12 апреля - предпоследний день учебы во всех израильских ВУЗах перед пасхальными каникулами. В Хайфском университете в такие дни Студенческий совет выносит аппаратуру на самое популярное место - кафе "Дэшэ", и диск-жокей веселит студентов свежайшими хитами современной поп-музыки. Но уже в полдень в кампусе чувствовалась нервозность. Ходили "проверенные" слухи о том, что арабские студенты вновь проведут демонстрацию. Так и произошло. По сценарию прошлой недели примерно шестьдесят арабских студентов во главе с руководительницей Объединения арабских студентов университета Хулуд Бадви направились на площадку у кафе "Дэшэ".
Тут стоит сделать небольшое отступление. В Хайфском университете в последние годы была разрешена деятельность различных политических студенческих групп, как поддерживаемых многочисленными партиями и организациями, так и независимых. Их работа осуществлялась по следующему сценарию. Представитель группы шел в деканат и подавал просьбу на разрешение проведения какой-либо агитационной деятельности. В 99% случаях деканат давал "добро". Далее студенты получали длинный стол, стенды, и им предоставлялся полный полет фантазии: привлекайте в свои ряды, убеждайте, объясняйте, но только не переходите рамок дозволенного. В Хайфском университете существует единственное здание, где разрешена деятельность таких студенческих групп, и потому немудрено, что здание называется "Главным". Присутствие активных студентов чувствуется только в течение двух месяцев первого семестра перед выборами в Студенческий совет. Затем еврейские фракции исчезают, но остаются арабские. Сидят они там день-деньской и выставляют все агитматериалы (плакаты, листовки, петиции) исключительно на арабском языке. В результате человек, оказавшийся в хайфском кампусе впервые, находится в легком замешательстве: "Куда я попал?".
"Арабские столики" пользуются большой популярностью у арабских студентов и являются для них центральным местом сборов. На этой неделе картина резко изменилась. В свете происходивших ранее беспорядков, руководство университета запретило любую политическую деятельность в кампусе. Арабские студенты восприняли это решение, как нарушение свободы выражения, а, с другой стороны, им просто негде стало собираться. Не сколько дней назад, с разрешения полиции, около двадцати активистов партии "Хадаш" провели демонстрацию у хайфского торгового центра "Мерказ Хорев", выражая протест руководству университета. Как ни странно, ни один представитель СМИ на демонстрацию не явился и, простояв не больше часа, студенты разошлись.
12 апреля, в 14:00 примерно шестьдесят арабских студентов появились на зеленой лужайке у кафе "Дэшэ". У основной массы студентов рот был заклеен липкой лентой, а в руках некоторых виднелись черные флаги. Впервые Хулуд Бадви выступила на иврите. "Мы боремся за вашу и нашу свободу слова!", - вещала она. На сей раз студенты-евреи практически не мешали проведению незаконной демонстрации, которая продлилась лишь пятнадцать минут. Затем наступило главное - раздача интервью представителям СМИ, которых прибыло превеликое множество. Параллельно начались острые споры между еврейскими и арабскими студентами. Все проходило вполне спокойно, но неожиданно произошло непредвиденное. Несколько студентов-репатриантов из СНГ обменялись с арабами фразами, которые быстро воспламенили обе стороны.
- Ты русский! - кричал в лицо репатрианту араб.
- Нет, я еврей!
- Нет, ты русский!
- Нет, я еврей! Вот ты кто, израильтянин или араб? - последовал неожиданный вопрос.
- Я палестинец, живущий в Израиле.
- Такой нации, как палестинец, не существует! - не унимался студент-репатриант.
Неожиданно арабский студент закричал, указывая на собеседника: "Он угрожал мне, он обещал меня убить!" Его друзья тоже закричали: "Где работники охранной компании, запишите его данные". Наш студент бочком-бочком начинает покидать место спора. За ним бросается десяток арабов. Студент-репатриант бежит к стойке кафе. Ему на перерез бросается парламентский помощник одного из членов Кнессета (он просил не публиковать его имя). Он, бывший солдат подразделения "Голани", буквально грудью прикрыл беглеца. Тут началась настоящая свалка. В эпицентре оказалось несколько десятков студентов. Произошла классическая мультфильмовская ситуация. Наш студент каким-то образом изловчился и вылез из бушующей толпы, напоминавшую бурлящий ком. Пока суд да дело, прошло секунд десять. Вдруг один из студентов оглянулся назад и увидел удалявшегося на хорошей скорости виновника события…
"Вон он!", - послышался крик. Все участники конфликта, как по команде остановились и оглянулись. Первыми начали преследование арабские студенты. За ними побежали студенты-репатрианты. Примерно тридцать студентов пронеслось через весь кампус. Свидетели погони были в шоке, а, учитывая, что в этот день в кампусе было много школьников, то количество не понимающих в чем дело - резко возросло. Беглец успел забежать в общежитие кампуса. Охрана университета быстро перекрыла все подходы к общежитию и встретила бегущую группу, запретив кому-либо приближаться к зданию. Тут же начались словесные перепалки между репатриантами и арабами. Приятели "пострадавшего" сообщили, что кроме угроз тот получил и удар в живот от обидчика. На этом все закончилось. Позже студент-репатриант был допрошен представителями охранной компании университета. По последним данным арабский студент подал жалобу в дисциплинарную комиссию университета, в полицию жалобу он решил не подавать.
Итак, конфликт перешел на новые рельсы: "арабо-репатриантские". Будем надеяться, что волнения улягутся, а вместе с ними забудется столь бессмысленная напряженность между студентами.