Александр МАЙСТРОВОЙ

ВЫЗОВ

     Арафата он называет "мафиози", "интифаду" — "игрой на крови", а палестинское руководство — "сборищем лжецов и преступников". Несколько месяцев назад боевики Маруана Баргути, подкараулив его возле дома, выпустили в него 12 пуль. Пять попали в цель. По мнению врачей, лучшее, на что он мог рассчитывать, - инвалидность. Он выжил, полностью обрел прежнюю форму, и, как и прежде, проклинает Арафата.
     Его имя - Зуэр Хамдан.
     Боевик "Подразделения-17" в прошлом, а ныне — глава Совета деревни Цур-Бахр, что под Иерусалимом


"Я говорю от имени многих..."

     Дорога в Цур-Бахр ответвляется от шоссе, ведущего в Восточный Тальпиот Иерусалима, и, петляя между арабскими домами, уходит вниз. Впечатление, что попадаешь в другой мир. Незаасфальтированные дороги, грязь, пыль, полное отсутствие зелени, одноэтажные и двухэтажные каменные строения. Цур-Бахр -бедная деревня. В отличие от таких арабских деревень в столице, как Бейт-Цафафа и Шуафат, здесь почти не встретишь богатых вилл и новеньких машин. Со стороны Тальпиота к дому Хамдана ведет петляющая узкая дорога с глухими каменными оградами по обе стороны - этим путем, скорее всего, и воспользовались те, кто стрелял в Хамдана.

     Зуэр Хамдан знал, что за ним охотятся. Выступая на конференции по проблемам Иерусалима, организованной иерусалимским Обществом израильско-исламского сотрудничества и муниципалитетом год назад, Хамдан заявил, что Баргути назначил крупную сумму за его голову, но это не заставит его, Хамдана, отказаться от своих обвинений в адрес Арафата и его подручных. "Я знаю, что такое война, я служил в. "Подразделении-17", - заявил Хамдан. - Но это - не война, Арафат совершает преступление против моего народа". На той конференции выступали евреи и арабы. Эхуд Ольмерт, раввины, арабисты. Из Италии приехал генеральный секретарь Мусульманской ассоциации этой страны шейх Абдул Хади Паллацци - мужественный человек, автор нескольких исследований, в которых он утверждает, что Коран и исламская традиция не только обусловливают право Израиля на существование, но и благословляют возвращение евреев на Землю Обетованную. Коррумпированные режимы манипулируют святыми текстами, используя Израиль в качестве громоотвода для накопившегося отчаяния миллионов верующих, утверждает Паллацци.

     Хамдан - один из немногих мусульман, которые открыто поддержали Паллацци, но его положение было наиболее уязвимо. Он единственный, кто занимал официальный пост, являясь председателем Совета палестинской деревни, и он единственный, кто называл имена инициаторов кровавой оргии - Арафата, Баргути и их сообщников. Он же, в отличие от других, находился в пределах реальной досягаемости для тех, кого обвинял. Зуэр Хамдан не ограничивался словами. С начала "интифады" он демонстрировал свою солидарность с Израилем и, более того, призывал к этому старост других арабских деревень, расположенных в пределах Иерусалима. Вместе с умеренно настроенными "мухтарами" еще нескольких деревень - Абу-Тор, Бейт-Цафафа, Шуафат - он отправился в Гило, чтобы выразить сочувствие жителям этого района, а затем, после зверского убийства двух еврейских детей, - в Текоа. Он приезжал в Нетанию после очередного теракта в этом городе и в Гиват-Зеэв, чьи жители оплакивали утрату двух своих жителей.

     Хамдан не считает себя "белой вороной": "Это неправда, что арабы в Иерусалиме сочувствуют Арафату. Они ненавидят его, но боятся. В городе орудуют люди Джибриля Раджуба, они похищают тех, кого подозревают в сотрудничестве с Израилем, или убивают их. Только за последний год бесследно "исчезли" 65 человек. Все знают об этих беззакониях. Когда я говорю, что Арафат - убийца, я говорю от имени многих".

Торговец кровью и его клика

     Когда заходишь в дом Хамдана, такое впечатление, будто оказался в Иордании. На стенах портреты королей - Хусейна и Абдаллы, иорданский флаг, фотографии, запечатлевшие Хамдана с иорданскими политическими деятелями. Столь демонстративная симпатия к Хашимитскому королевству не случайна. Для Хамдана - Иордания и родина, и одновременно образец политического устройства арабского государства. С одной стороны - сильная королевская власть, олицетворение традиции и чести, с другой - парламентская демократия. Зуэр родился в Иордании в семье беженцев в городе Зарка, на севере страны. Здесь же завершил учебу, а потом примкнул к ООП. Он участвовал в событиях "черного сентября" и после разгрома палестинских формирований армии вместе с другими приверженцами Арафата бежал в Сирию, а оттуда -"в Ливан. В Ливане, пройдя жесткий отбор, Зуэр присоединился к личной гвардии "раиса" -"Подразделению-17", однако вскоре разочаровался в своем вожде и его методах борьбы.

     В 1974 году Хамдан вернулся в Израиль, женился и поселился в деревне Цур-Бахр, где жили члены его клана. И все-таки 25 лет проживания в Иерусалиме не охладили его симпатий к Хашимитскому королевству. После возвращения своего бывшего шефа из Туниса в результате соглашений в Осло ностальгия Хамдана по Иордании обострилась еще больше. Нынешний режим ПА обрекает арабов Иудеи, Самарии и Газы на страдания, и страдания не закончатся, пока режим этот не падет, убежден он.

     - Арафат - торговец кровью. Он не может существовать без крови. Чем больше крови, тем сильнее его энтузиазм. Свое окружение он подобрал под стать себе - они ведут игру на крови детей.

     - Израильские политики, которые вернули его сюда и оправдывают сегодня, так не считают.
     - Они все знают. И Бейпин, и Сарид знают, кто такой Арафат. Они подыгрывают ему и продают гнилой товар, потому что им это выгодно. Они сотрудничают с Арафатом.

     - Вы знаете, кто именно осуществил покушение на вас?
     - Я знаю все. Знаю, кто эти люди, из каких они семей, знаю, что их инструктировал лично Баргути. Я знаю, что они по-прежнему хотят меня убрать. Но это только прибавляет мне сил. Я, Зуэр Хамдан, говорю, что не сверну с той дороги, по которой иду, и буду верен себе.

     - Вы поддерживаете Израиль. Ваше окружение не обвиняет вас в предательстве?
     - Я не поддерживаю Израиль. Я поддерживаю демократию, я поддерживаю свой народ, которым манипулируют. Я знаю, что большинство арабов Иерусалима на моей стороне. Далеко не все - за насилие. Народом правит клика, которая потеряла доверие. "Тан-зим" рискует больше, чем ХАМАС. ХАМАС не подписывал соглашений, ФАТХ подписывал. Люди связывали с ними надежды, а они привели народ к трагедии. Они пришли к власти под флагом мира, а теперь под этим флагом запугивают, грабят, убивают, чинят беззаконие.

     - Арафат в силах обуздать их?
     - Арафат никогда не хотел мира. Это человек мафии. Его ненавидят. Люди страшно боятся, что окажутся под его властью. Потому что понимают, что в таком случае их обчистят до нитки. Они знают, как обходятся с жителями Рамаллы, Хеврона, Бейт-Лехема - там, где Арафат имеет власть. Он и все его подручные - лжецы, вымогатели и грабители. Когда Арафат отказался от плана по разделу Иерусалиму, который предложил Барак, про него говорили, что он - идиот. Он не идиот. Он знает, что арабы в Иерусалиме ни за что не согласятся жить под его властью.

     - Вы верите в религиозный диалог, как, например, тот, что состоялся недавно в Александрии с представителями всех религий?
     - Я не верю в искренность всего этого. Это - лицемерие, политические игры. В одном месте Тантауи (шейх Тантауи - ведущий религиозный авторитет Египта, участвовавший в конференции в Александрии вместе с Михаэлем Малькиором, раввином Фруменом из Текоа, архиепископом Кентерберийским. - A.M.) говорит одно, в другом - другое. Все это делается по заказу Мубарака. Цена его словам та же, что и надписи на льду - она исчезает с первыми лучами солнца.

     - Какие сейчас, после полутора лет насилия, настроения в Цур-Бахре, в других деревнях, расположенных в пределах Восточного Иерусалима?
     - Если сейчас провести свободные выборы, то за Израиль было бы голосов намного больше, чем за Арафата.


"Здесь будет править Абдалла"

     - Каков ваш прогноз относительно дальнейшего развития событий?
     - В конечном счете здесь будет править король Абдалла. Не в Иерусалиме, конечно, а на территориях, которыми сейчас владеет Арафат. Абдалла сможет справиться с ситуацией, он знает, как и что надо сделать. Израиль так сделать не сможет. И все будет тихо. Иордания - законное государство, и его власть признают без всяких проблем.

     - Почему вы так думаете?
     - Я не просто так думаю, я в этом уверен! В конечном счете все эти беспорядки закончатся и потребуется твердая власть. Почти все влиятельные люди здесь (на Западном берегу. - A.M.) связаны с Иорданией. 65 процентов депутатов палестинского парламента имеют связи в Иордании, у них денежные вклады в Иордании, они получили воспитание в Иордании. Они зависят от Иордании.

     - Разве палестинцы не хотят собственного государства?
     - Это все игры! Игры и грязный торг. Зачем им это? Ни Арафату, ни кому-либо другому из его банды этого не надо. Что они будут делать со своим государством? Как только такое государство появится, оно должно будет соблюдать правила игры. А это уже ответственность. Если же они не будут соблюдать правила, Израиль разнесет их государство на куски, и никто ничего не скажет. А простые люди больше всего хотят мира и покоя.

     - Вы полагаете, Израиль выгонит Арафата?
     - Зачем? Израиль никогда не выгонит его. Он будет держать его в клетке. В тюрьме. Зачем им (израильтянам. -A.M.) делать из него героя? Он будет сидеть в тюрьме, оставленный всеми, в Рамалле, без всяких представлений. Он полностью провалился, он стерт с политической арены. Если бы он был пусть даже не политиком, а мужчиной - то встал бы и сказал: "Я не справился, я ухожу". Но он не мужчина. Он - врожденный лжец. У него нет ни достоинства, ни своего лица. Он - конченый человек. Он - вы должны это знать - только и ждет, чтобы его выгнали, чтобы на него совершили покушение. Он хочет быть героем, хочет войти в историю.

     - Тем не менее он взвинтил ненависть к Израилю. Достаточно посмотреть на демонстрации в палестинских городах.
     - Это спектакли. Большинство людей ненавидят Арафата и его боевиков сильнее, чем Израиль. Вы не вполне понимаете, что происходит. Он для палестинцев чужой. Он не может даже правильно говорить на местном арабском, он говорит на египетском наречии. Может ли лидер говорить на чужом наречии? Его будут уважать? Нет, но люди боятся его подручных - в этом вся проблема.

     - Однако они одобряют "самоубийц"...
     - Одобряют? Кто-то, может, и одобряет. Но это преступление. Ислам запрещает убийство невинных людей. Даже дерево сломать просто так запрещает. Кто такие "шахиды"? Если ты погиб на поле боя - ты "шахид". А эти убивают детей, женщин, стариков. Это не шахиды, это -псы.

     - Есть влиятельные палестинцы, готовые к подлинному миру с Израилем?
     - Главная проблема - это Иерусалим. Спор между арабами и евреями сегодня - это, по сути дела, спор за Иерусалим. Пока он не решится, не будет мира. В конечном счете Иерусалим станет городом трех религий. Но пока мира не будет. В лучшем случае через 20 лет... Должно вырасти новое поколение. И у евреев, и у арабов столько накопилось всего... Едва ли не в каждой семье есть погибшие, раненые. Это не проходит быстро.

     - В Цур-Бахре много исламистов?
     - Исламистов? Большинство соблюдают традиции, но они не экстремисты. У нас ревностных мусульман, которые солидарны с исламистами, не более пяти процентов.

     - Однако популярность ХАМАСа растет.
     - Ситуация в Иерусалиме и на Западном берегу различна. Там, где ситуация хуже, и бедствий больше, тем больше промывание мозгов.

     По словам Хамдана, Израиль мог бы добиться большего, если бы вкладывал деньги в развитие арабских деревень в Восточном Иерусалиме. "Люди разочарованы таким пренебрежением. Посмотри: Цур-Бахр и Тальпиот - это как два разных мира, - говорит он. -Несправедливость вызывает обиду".

     Израиль, впрочем, проявляет безразличие не только в отношении Цур-Бахра, но и в отношении Хамдана лично. Ряд политиков выразили сочувствие Хамдану после покушения на него, но в Израиле о нем почти никто не знает. Американские издания интересуются им, израильские - нет. Поразительно, но факт: израильские журналисты, с прилежанием пай-мальчиков выслушивающие нотации и сетования Арафата, Дахлана и Абу-Алы, полностью игнорируют тех арабов, которые осуждают преступный палестинский режим и выступают на стороне Израиля. Даже после покушения на Хамдана с ним не встретился ни один журналист израильского TV или израильских ведущих ивритоязычных газет.

"Новости недели", 31 января 2002г.


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...