Бывший депутат городского совета Лода возглавил движение, выступающее за бойкот предстоящих муниципальных выборов и отделение Ганей-Авива от Лода
Хаим Кравец был избран в муниципалитет Лода от партии Исраэль ба-алия. По его словам, уже тогда у "русских" вместе с остальными фракциями был шанс изменить ситуацию в городе и поставить заслон "арабскому беспределу". Для этого надо было упорядочить муниципальные границы и разобраться с арабским самостроем. Но шанс этот, как он утверждает, реализовать так и не удалось.
Хаим считает, что городу было нанесено два серьезных удара со стороны "своих". Первый - это приезд Шимона Переса во время начавшихся арабских волнений. Тогдашний мэр Лода Пинхас Эйдан осмелился выполнить решение суда о сносе незаконного арабского строения. И прибывший Перес своею властью затормозил выполнение этого решения, тем самым дав зеленый свет продолжению арабской строительной экспансии.
Второй удар, как полагает Хаим, нанесло решение (двухгодичной давности) министра внутренних дел о роспуске городского совета Лода. Это привело к дальнейшему ухудшению ситуации, к тому, что в городе наступил полный паралич власти."
И вот вновь наступило время очередных выборов.
По некоторым оценкам, если бы Хаим Кравец выставил свой список на выборах, он мог бы получить примерно два мандата. Но после некоторых раздумий бывший депутат принимает неожиданное решение: вместе с единомышленниками создает движение, которое для начала ставит своей целью бойкот предстоящих выборов. С вопроса об этом неожиданном решении я и начал беседу с Хаимом Кравецом.
- Хаим, одной из причин, по которой вы призываете жителей Лода бойкотировать выборы, является, по вашим словам, "арабский беспредел" в городе. Вы не думаете, что это эмоции и что вас могут обвинить, не дай Бог, в расизме?
- Эмоциями руководствуются, скорее, те, кто поспешит обвинить нас в расизме. Мы же оперируем неопровержимыми фактами. Вот один из них. 99,9 процента всего русскоязычного населения Лода исправно выплачивают муниципальные налоги, тогда как 82 процента арабских жителей города этого не делают вообще.
- "Русских" списков много, "русские" выставили даже своих кандидатов на пост мэра. А вы предлагаете выборы бойкотировать. Что это - политический трюк? Попытка нового движения заявить о себе нестандартным образом?
- Используя "новояз", я бы сказал так: давайте говорить конкретно и по понятиям. Я мог идти на выборы своим списком или, на худой конец, присоединиться к любому партийному списку и получить свой мандат. Но по зрелом размышленье пришел к выводу, что бойкот выборов - это единственный выход в ситуации, когда городом управляют безвластие и беззаконие. Бойкот - это не политический трюк, а возможность определить свою гражданскую позицию и обратить внимание не только жителей Лода, но и всего Израиля на ту опасность, которая нависла над нами. И потому лихорадочный дележ портфелей, затеянный многочисленными списками, выглядит просто смешно. У меня есть данные, согласно которым 75 процентов жителей Ганей-Авива до сих пор не решили, за кого будут голосовать. И не потому, что они такие аполитичные - а потому, что они уже не верят ни Шаранскому, ни Либерману, ни прочим, неизвестно откуда взявшимся политическим фигурантам. О каких выборах можно говорить, когда последние пять лет город практически неуправляем, обходится без власти?! Мы дружно шагаем навстречу хаосу. Пока политики принимают красивые позы, вешают свои портреты и раздают автографы вкупе с обещаниями, местные арабы дружно смыкают свои ряды, идут единым списком, готовясь подмять город под себя. И это, поверьте мне, непременно произойдет, и тогда придется проводить операцию "Защитная стена", но не на территориях, а в самом центре страны. Сегодня можно говорить о том, что при полном попустительстве властей рядом с Ганей-Авивом возведен новый арабский город, большинство строений которого - незаконно!
- В самом деле, зрелище пугающее. Ощущение такое, что этот арабский район взял Ганей-Авив в клещи.
- Так и есть! Откуда у арабов деньги на грандиозное строительство? Кто вселяется в новые дома, которые растут как грибы после дождя? Посмотрите, какие дома строятся: это же настоящие крепости, это не спонтанный самострой, а четко продуманная система возведения укрепрайона. В 2000 году суд издал примерно восемьдесят распоряжений о сносе незаконно возведенных строений - по нашим данным, таких строений было около двухсот. Сегодня количество незаконных арабских построек перевалило за тысячу единиц!
- Задам нарочито наивный вопрос: куда смотрит полиция?
- Полиция вообще боится заходить в арабские районы, все обращения к ней с просьбой обуздать арабское население - бессмысленны. В районе Рамат-Эшколь, где когда-то жили евреи и арабы, а сегодня живут только одни арабы, - недавно убили полицейского.
- Как обстоят дела с охраной Ганей-Авива?
- В Ганей-Авиве до сих пор нет полицейского участка, а согласно закону, в населенных пунктах, где население превышает десять тысяч человек, в обязательном порядке должен быть полицейский участок. В Ганей-Авиве население уже перевалило за пятнадцать тысяч, а полицейских как не было, так и нет. Мы предлагали в свое время проект муниципальной полиции - вещь эффективная и надежная, но получили отказ. А ведь в Ганей-Авив ведет одна-единственная дорога. Уже был случай, когда арабы вышли на акцию протеста, перекрыли эту дорогу, и многие жители Ганей-Авива на протяжении нескольких часов не могли попасть домой.
- Но, несмотря на ползучую арабскую строительную экспансию, в городе достаточно спокойно, и арабы ведут себя смирно.
- Все, как известно, до поры до времени. У нас нет терактов, и ситуация поспокойнее, чем в других местах. Но, успокаивая себя, мы не отваживаемся объяснить себе истинную причину этого благолепия, не отваживаемся смотреть в корень. Многие из арабов Лода занимаются торговлей наркотиками - им, конечно, не до конфликта между палестинцами и евреями, такие деньги идут в руки! А что будет, если каналы наркоторговли перекроют? Если выяснится, что часть денег, полученных за продажу наркотиков, отправляется, к примеру, тому же ХАМАСу?! Я гроша ломаного не дам после этого за наше хваленое спокойствие! Первыми на очереди окажутся жители Ганей-Авива, лишенные всяческой защиты. А далее последует атака на аэропорт Бен-Гурион, который находится всего в нескольких километрах от оккупированного арабами Пардес-Шнира.
- Вы не считаете, что, употребляя слова "оккупированного арабами", вы переходите границы политкорректности?
- Отнюдь. Достаточно вспомнить передачу "Хасифа", которая транслировалась по первому каналу израильского ТВ в октябре минувшего года. Арье Биби, возглавляющий чрезвычайную комиссию по управлению городом, заявил, что есть городские районы, в частности тот же Пардес-Шнир, где он не осмеливается появляться без охраны.
- Невольно возникает сакраментальный вопрос: что же делать?
- Мы выработали четкую позицию по этому вопросу. Выборы следует отменить, создать специальную правительственную комиссию, которая детально разберется с проблемами Лода и выработает конкретные рекомендации по их устранению. Ибо то, что происходит в городе, может служить возможной моделью развития событий по всей стране. Я называю это системным кризисом власти. Другие называют это проще - беспределом.
- Основные кандидаты на пост мэра - Асраф и Леви - клянутся, что, придя к власти, они займутся наведением порядка.
- Асраф и Леви - "близнецы-братья", хотя и поливают друг друга грязью на каждом углу. Кто бы из них ни пришел к власти, вынужден будет заигрывать с арабами, которые наверняка получат четыре-пять мандатов. Асраф открыто заявляет о своей солидарности с арабским списком, Леви ведет с ним закулисные игры. Потому мы и утверждаем, что выборы в Лоде сегодня бессмысленны, а разговоры о том, что Леви обещал ИБА пост заместителя мэра, а Асраф якобы договорился с Либерманом, - смехотворны. "Русская улица" от этих договоренностей ничего не получит, тот же Ганей-Авив как был пасынком при муниципалитете, так им и останется. Вот почему мы призываем бойкотировать выборы, вот почему мы призываем наших сторонников не быть игрушкой в руках политиков.
- И потому вы считаете, что наилучшим вариантом для Ганей-Авива было бы его отделение от Лода?
- Именно так! Ганей-Авив ежегодно вносит в городскую казну только за счет выплаты муниципального налога на землю - "арноны" - свыше десяти миллионов шекелей. И какой, простите, сервис за эти деньги мы получаем от мэрии? Какие условия жизни нам обеспечивают городские власти? Мы предлагаем предоставить Ганей-Авиву особый статус - может быть, даже приравнять этот район к поселениям. И если муниципалитет Лода не помогает нам в реализации наших законных прав - права на отдых, права на личную безопасность, права на культуру жилища, - зачем нам такой муниципалитет?
- А что, есть подобные прецеденты?
- За примером не надо далеко ходить - как в прямом, так и в переносном смысле. Неподалеку от нас расположен поселок Шохам, который недавно получил самостоятельный статус. Обратите внимание на любопытную деталь: народу здесь живет куда меньше, чем в Ганей-Авиве.
- Почему же Шохаму определили самостоятельный статус?
- Ларчик открывается просто: здесь живут богатые и влиятельные люди. Они и не то могут себе позволить. Не успели здесь обрести нужный статус, как тотчас установили два блокпоста. Насколько мне известно, в ближайшее время власти Шохама намерены добиться разрешения для своих жителей на получение оружия.
- Если резюмировать сказанное, какая наиболее серьезная опасность таится в ситуации, складывающейся в Лоде?
- Давайте называть вещи своими именами. Пока Асраф и Леви выясняют между собой предвыборные отношения, пока "русскую улицу" растаскивают по предвыборным спискам, арабы готовятся к настоящему реваншу.
- Что вы имеете в виду?
- Для них победить в Лоде значит взять реванш за сорок восьмой год. Это может стать своеобразной точкой отсчета, с которой они начнут отыгрываться за свой исторический провал в Войне за независимость. Можно от этого отмахиваться, но, поверьте, все начнется с Лода, перекинется на Галилею и завершится в масштабах всей страны. Потому мы и обращаемся ко всем, кто готов нас поддержать: хватит оставаться марионетками в руках политиков.
«Вести-2», четверг 2.05.2002
|